Александр Авербуx, Старший вице-президент по стратегии и инновациям Группы компаний «БИОТЭК», рассказал РБК Тренды о том, как диверсификация стала драйвером роста предприятия.
Рынок, несмотря на изменения спроса в пандемию, демонстрирует признаки стагнации. Количество препаратов и игроков на рынке не уменьшается и конкуренция растет, в том числе в области оригинальных разработок и в создании аналогов. Ценообразование также активно контролируется регулятором.
Российские фармпроизводители развиваются, как правило, следуя одной из базовых стратегий:
Импортозамещение предполагает как локализацию производства и разработку российских аналогов, так и создание оригинальных отечественных препаратов. Однако реальный эффект от данной политики будет зависеть также и от возрождения российской индустрии фармсубстанций, которая находится на ранней стадии развития. И без масштабирования и быстрого выхода на зарубежные рынки ей будет сложно конкурировать с китайскими и индийскими производителями.
Фарминдустрия оказалась естественным лидером в глобальной борьбе с пандемией COVID-19, в то время как многие другие сектора экономики существенно пострадали. Однако прогноз по фармрынку в России в этом году остается неоднозначный:
В целом аналитики дают консервативную оценку развития в 2021 году
С наступлением пандемии компания быстро диверсифицировала ассортимент, включив в портфель средства, рекомендованные Минздравом РФ для борьбы с COVID-19:
Несмотря на вынужденную корректировку планов, «БИОТЭК» перестроился и достиг намеченных стратегических целей за три квартала 2020 года.
Улучшение качества жизни и защита здоровья людей путем обеспечения эффективными и доступными лекарствами является нашей центральной миссией и отражает философию, заложенную в основу ее деятельности основателем компании «БИОТЭК» Борисом Шпигелем. Мы продолжаем активно участвовать в программах льготного обеспечения граждан лекарственными препаратами самых разных категорий — онкология, ВИЧ, кардиология, диабет, неврология, психиатрия, высокозатратные нозологии. Компания «БИОТЭК» также неоднократно участвовала в благотворительных акциях по поставке лекарств для нужд населения.
Из года в год компания стабильно входит в топ-10 крупнейших фармкомпаний России. Сегодня «БИОТЭК» — это вертикально интегрированный холдинг, представленный во всех основных сегментах рынка. Усиление конкуренции, рост регуляторного бремени, ослабление рубля и сокращение маржинальности по рынку — привели к активной диверсификации бизнеса сразу по нескольким направлениям.
Рынок лекарственного обеспечения остается для компании основным и параллельно создаются альтернативные драйверы роста в смежных сегментах:
Один из важных конкурентных факторов — сохранять доступность продуктов «БИОТЭК» для россиян. Мы создаем ценность не только разрабатывая новые продукты, но и поддерживая доступность лекарств для всех слоев населения. Существенная часть препаратов, производимых на нашем заводе Марбиофарм (Йошкар-Ола), находится в низком ценовом сегменте. Посредством оптимизации логистики и производственных процессов мы сумели сохранить рентабельным производство таких препаратов.
Страны ЕАЭС являются естественными рынками для сбыта фармацевтической продукции вне России. В период май—июль 2020 года, наблюдался всплеск спроса на данных рынках на антиковидные препараты. В качестве дополнительных рынков «БИОТЭК» прорабатывает страны Юго-восточной Азии, в частности — Вьетнам, Малайзию и Индонезию. Прирост населения в этом регионе ведущий в мире, фармрынки развиты и ищут решения для замены дорогих западных оригинаторов качественными аналогами.
«БИОТЭК» развивает сбыт своей продукции в страны Прибалтики и Восточной Европы. Компания начала с выведения на рынок нишевых продуктов, включая дезсредства и отдельные нутрицевтические комплексы, с целью развития бренда, создания первичной клиентской базы и формирования отношений с локальными партнерами, с намерением в дальнейшем расширять присутствие. На этих рынках высокая конкуренция, но именно сейчас, в период пандемии, возникли новые условия, позволяющие осуществить успешный вход на другие рынки.
Источник: РБК